Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Администрации Алтайского края от 29.10.2013 N 411-р <Об утверждении Сценарных условий социально-экономического развития Алтайского края на 2014 год и на период до 2016 года>



АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 октября 2013 г. № 411-р

В целях определения параметров социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочный период:
1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2014 год и на период до 2016 года (далее - "Сценарные условия").
2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке планово-прогнозных документов, долгосрочных и ведомственных целевых программ руководствоваться Сценарными условиями.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу руководствоваться Сценарными условиями.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН





Утверждены
Распоряжением
Администрации края
от 29 октября 2013 г. № 411-р

СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
НА 2014 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2016 ГОДА

Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2014 год и на период до 2016 года (далее - "Сценарные условия") разработаны исходя из сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период с учетом итогов социально-экономического развития Алтайского края в 2012 году и в январе - августе 2013 года.
Сценарные условия ориентированы на достижение целевых показателей, установленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, учитывают цели и приоритеты социально-экономического развития Алтайского края, обозначенные в стратегических и программных документах, а также определяют прогнозные параметры развития региона на ближайшие три года (приложение).

Основные тенденции социально-экономического развития
Алтайского края в январе - августе и оценка
параметров 2013 года

В 2012 году социально-экономическая ситуация в Алтайском крае характеризовалась усилением положительных тенденций развития экономики. Региональные темпы роста по важнейшим показателям превышали среднероссийские: по темпам роста инвестиций и обороту розничной торговли - почти в два раза, по индексу промышленного производства - в полтора раза. По темпу роста заработной платы (115,8%) показатели превысили среднероссийское значение (114,8), что обеспечило Алтайскому краю первенство в округе. Несмотря на неблагоприятные природно-климатические условия, регион лидировал в Сибирском федеральном округе по показателям валовых сборов зерна, сахарной свеклы, маслосемян подсолнечника.
В 2013 году в Алтайском крае, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается тенденция замедления темпов экономического роста. Наиболее значительно данная тенденция проявилась в промышленности и инвестиционной деятельности. Вместе с тем показатели, характеризующие уровень жизни населения, в текущем году продолжают сохранять высокие темпы роста.
В течение 2013 года отмечаются сдержанные темпы инфляции. В августе индекс потребительских цен по отношению к декабрю 2012 года составил 104,6%, что на 0,1 процентного пункта выше, чем в аналогичном периоде 2012 года. В целом в 2013 году уровень инфляции в Алтайском крае при стабильной ситуации на рынке продовольственных товаров ожидается в пределах 5,8%.
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в январе - августе 2013 года денежные доходы населения возросли на 14,0%, реальные располагаемые денежные доходы - на 5,8%. Их прирост в целом по году ожидается не ниже 5,0%.
Средний размер заработной платы за январь - август 2013 года превысил 17,3 тыс. рублей и увеличился на 13,0% относительно аналогичного периода 2012 года, в том числе на 15,3% в сфере здравоохранения и 14,9% в образовании. Рост реальной заработной платы составил 105,1%. Перспективы дальнейшего роста реальной заработной платы связаны с сохранением сложившейся тенденции роста заработной платы в экономике и намеченным увеличением заработной платы работников бюджетных учреждений. Реальная заработная плата также будет поддерживаться общим снижением среднегодовой инфляции с 107,6% в I полугодии 2013 года до 106,9% в целом по году. Ожидаемый в 2013 году рост реальной заработной платы оценивается на уровне 105,5%. В номинальном выражении заработная плата может возрасти на 12,8%.
На регистрируемом рынке труда края в 2013 году наблюдается более благоприятная в сравнении с предыдущим годом ситуация. Заявленная потребность работодателей в работниках в августе возросла более чем в полтора раза относительно аналогичного периода 2012 года. Численность официально зарегистрированных безработных граждан к аналогичному периоду предыдущего года снизилась на 4,5 тыс. человек, или на 17,6%, и составила 1,8%. По предварительной оценке, к концу 2013 года уровень официально зарегистрированных безработных не превысит 2,3%.
В последние месяцы отчетного периода почти 93% экономически активного населения были заняты в экономике. К концу 2013 года численность занятых в экономике может возрасти примерно на 2 тыс. человек и составить 1079 тыс. человек.
В ведущих секторах экономики края тенденции неоднозначные. Высокие темпы роста ожидаются в сельском хозяйстве, стабильная ситуация сохраняется в строительстве и на потребительском рынке, наметились тенденции роста в промышленности и инвестиционной сфере.
Так, с января по апрель текущего года наблюдалось снижение инвестиций в основной капитал относительно соответствующего месяца прошлого года. Начиная с мая, темп роста инвестиций постепенно нарастал, и в июле превышение относительно июля 2012 года составило 108,4%, в августе - 108,1%. В целом по году ожидается рост инвестиций на уровне 2012 года, примерно 100,3%. При этом суммарно в экономику региона предполагается направить 90,8 млрд рублей.
Строительная отрасль края сохраняет устойчивую положительную динамику. В течение года отмечается существенный рост жилищного строительства, составивший в январе - августе 126,1% к уровню аналогичного периода 2012 года. В целом по 2013 году темп роста объемов строительных работ оценивается на уровне 102%, ожидаемый ввод жилья может составить не менее 650 тыс. кв. метров.
Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе - августе составил 50,5 млрд рублей. Индекс производства (88,3%) отражает в основном результат развития животноводческой отрасли края, в которой, с одной стороны, наблюдается тенденция увеличения объемов производства мяса скота и птицы на убой (в живом весе) на 7,9%, с другой, - снижение объемов производства молока к уровню 2012 года на 7,5%, что является последствием засушливого лета прошлого года и обусловлено недостаточной кормовой базой. Оценка года в сельском хозяйстве основывается на результатах, ожидаемых от растениеводческой отрасли края. Сбор зерновых культур в целом по году ожидается выше уровня 2012 года. При наличии оптимальных погодных условий в период проведения уборочной кампании сбор зерновых культур в весе после доработки может составить около 4,5 млн тонн. Исходя из этого индекс производства в целом по отрасли в 2013 году предварительно оценивается на уровне 119,7%.
Объем отгруженной промышленной продукции в январе - августе 2013 года составил 153,6 млрд рублей, увеличившись к аналогичному периоду предыдущего года на 1,1%. Сводный индекс промышленного производства в январе - августе 2013 года сложился на уровне 95,0%, в том числе в обрабатывающих производствах - 94,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 92,5%. В добыче полезных ископаемых индекс производства составил 130,3%, что почти в 3 раза превышает показатель соответствующего периода предыдущего года. Значительный прирост достигнут в отдельных обрабатывающих производствах, таких как производство транспортных средств и оборудования (5,9%), прочих неметаллических минеральных продуктов (15,4%), резиновых и пластмассовых изделий (34,2%), производство фармацевтической продукции (148,7%). Темп роста производства продукции в ведущей отрасли экономики края - пищевой и перерабатывающей промышленности за 8 месяцев составил 100,5%, а темп роста отгруженной продукции по отношению к январю - августу 2012 года - 112,5%.
Сохранение сложившейся динамики роста в указанных видах деятельности с учетом увеличения сырьевой базы для пищевой и перерабатывающей промышленности будет способствовать определенному росту производства промышленной продукции. В целом по итогам года ожидается прирост промышленного производства на 0,4%.
За 8 месяцев 2013 года зарегистрировано увеличение оборота розничной торговли на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, платных услуг населению - на 3,5%. Снижение инфляции, сохранение роста потребительского кредитования и увеличение платежеспособного спроса населения позволят ускорить динамику развития розничного товарооборота и платных услуг в последние месяцы 2013 года. В целом за год темп прироста розничных продаж оценивается на уровне 4,2%, платных услуг - 3,2%.
Динамика основных показателей базовых отраслей экономики края в 2013 году по отношению к предыдущему году и увеличение потребительского спроса со стороны населения позволяют оценивать прирост валового регионального продукта по итогам 2013 года примерно на 4,0% к уровню 2012 года. Его объем может составить 407,6 млрд рублей.

Характеристика вариантов прогноза социально-экономического
развития Алтайского края в 2014 - 2016 годах

Сценарные условия разрабатываются на вариантной основе исходя из влияния внешних и внутренних факторов развития экономики. Министерством экономического развития Российской Федерации предложены 3 варианта прогноза: консервативный, умеренно-оптимистичный и форсированный. Варианты различаются перспективами повышения конкурентоспособности частного бизнеса и эффективностью реализации государственной политики.
Первый (консервативный) вариант предполагает сохранение инерционных трендов развития, возможность возникновения рисков снижения инвестиционного спроса, в том числе государственного, ограниченные расходы на развитие инфраструктурного сектора, более низкие темпы роста заработной платы работников бюджетной сферы и доходов населения.
Второй (умеренно-оптимистичный) вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета.
Третий (форсированный) вариант характеризуется сверхвысокими темпами роста макроэкономических показателей, ускоренными структурными преобразованиями, значительным улучшением бизнес-климата. Реализация варианта возможна при исключительно благоприятных условиях для развития российской и мировой экономики.
В сложившейся социально-экономической ситуации наиболее реалистичным является консервативный вариант. Министерством экономического развития Российской Федерации консервативный вариант предложено рассматривать в качестве основного при проектировании уточненных параметров федерального бюджета на 2014 - 2016 годы. Вариант предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики, в том числе за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей.
Кроме того, консервативный вариант частично основывается на предпосылках второго варианта и дополнительно предполагает реализацию масштабных инвестиционных проектов, значительное расширение поддержки малого бизнеса, последовательное улучшение делового климата, создание условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита. Он также учитывает необходимость реализации всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 - 606.
Консервативный вариант прогноза предлагается использовать в качестве базового для разработки параметров краевого бюджета на 2014 - 2016 годы.
В рамках консервативного варианта основные параметры прогноза будут иметь следующие значения: среднегодовые темпы прироста валового регионального продукта в 2014 - 2016 годах могут находиться в пределах 4,3 - 5,8%, инвестиций - 8,3 - 14,6%, промышленного производства - 4,4 - 5,2%, продукции сельского хозяйства - 1,4 - 3,0%, реальных располагаемых доходов населения - 5,7 - 7,0%.
Параметры прогноза социально-экономического развития Алтайского края на среднесрочную перспективу сформированы с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
К внешним условиям (факторам), оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, относятся параметры инфляции, уровень роста цен и тарифов на услуги естественных монополий, динамика обменного курса рубля, налоговые условия, таможенное законодательство, меры социальной и демографической политики Правительства Российской Федерации и в целом состояние мировой и российской экономики.
В качестве внутренних условий (факторов) для формирования прогноза учитывается наличие благоприятного инвестиционного климата, темпы развития приоритетных секторов экономики, повышение конкурентоспособности продукции алтайских производителей в условиях вступления России в ВТО, эффективность реализации социальной политики.

Внешние условия (факторы), формирующие сценарии
социально-экономического развития Алтайского края

Важнейшим внешним фактором прогноза социально-экономического развития края являются параметры инфляции.
В течение 2013 года в Алтайском крае отмечаются сдержанные темпы инфляции. В январе - августе текущего года темп роста цен в крае на все товары и услуги составил 104,6%. Продовольственные товары подорожали на 4,1%, непродовольственные - на 3,2%, платные услуги - на 8,3%.
На динамику инфляции повлияло ослабление роста цен на продовольственные товары, темп прироста которых на 1,8 процентного пункта ниже соответствующего уровня 2012 года и является (за исключением 2011 года) самым низким значением за весь период наблюдения. Рост цен на непродовольственные товары также сложился ниже аналогичного периода 2012 года (на 0,4 процентного пункта). Наиболее весомый вклад в инфляцию текущего года внес рост цен на платные услуги, который значительно превысил уровень предыдущего года.
В оставшиеся месяцы текущего года ожидается незначительный рост потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары. После проведения в июле индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электроэнергия, теплоэнергия) ежемесячный прирост цен на платные услуги существенно замедлится (не более 0,2% в месяц). В целом за год инфляция оценивается на уровне 105,8%.
В 2014 - 2016 годах инфляция прогнозируется в пределах 5,0% ежегодно, что находится в целевом диапазоне параметров инфляции в целом по Российской Федерации. Ее размер будет зависеть от ситуации на мировых сельскохозяйственных рынках, динамики потребительских расходов населения, а также от реализации новой тарифной политики.
Прогнозируемая стабильная ситуация в области мировых цен на зерно и другие виды продовольствия будет препятствовать росту продовольственных цен. Основным сдерживающим фактором роста цен на непродовольственные товары может стать приостановление роста цен на бензин и ГСМ в 2014 году вследствие предполагаемого снижения мировых цен на нефть.
Ключевым ограничивающим инфляцию фактором в прогнозный период станет "замораживание" тарифов на товары (услуги) организаций инфраструктурных отраслей. Эта мера приведет к замедлению роста потребительских цен на услуги организаций ЖКХ, пассажирского электрифицированного транспорта и другие услуги. Кроме того, "замораживание" цен на газ и электроэнергию будет способствовать более умеренной динамике затрат (а следовательно и цен) на социально значимые товары и продукты питания, такие как сахар, хлеб, яйца, мясо птицы и др.
Основные инфляционные риски могут быть связаны с ослаблением обменного курса рубля, с возможным возобновлением роста мировых цен на продовольствие, с вероятностью неблагоприятных погодных условий, способствующих временному ускорению роста цен на продовольствие на внутреннем рынке, с ожидаемым повышением заработной платы и доходов населения, поддерживающим рост платежеспособного спроса населения на товары и рыночные услуги.
Приоритетной задачей тарифной политики в 2014 - 2016 годах станет ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов естественных монополий для снижения нагрузки на потребителей.
Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний в 2014 - 2016 годах основывается на "замораживании" в 2014 году индексации регулируемых тарифов на газ и на железнодорожную перевозку грузов для всех категорий потребителей (кроме населения), на электроэнергию для сетевых организаций. В последующие годы предусмотрена индексация этих тарифов на уровень прошлогоднего роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года).
Для населения индексация тарифов на газ, электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение в 2014 - 2016 годах установлена исходя из инфляции предыдущего года с применением понижающего коэффициента 0,7. В 2014 году размер индексации составит 4,2%, в 2015 и 2016 годах планируется индексация указанных тарифов в размере 3,3% и 3,4% соответственно.
Ограничение роста тарифов на услуги и товары инфраструктурных компаний как в монопольном, так и конкурентном сегментах рынка является важным условием для сдерживания роста издержек и перераспределения доходов от инфраструктурных секторов экономики в пользу промышленных отраслей, что позволит улучшить финансовое положение предприятий, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги)
естественных монополий (в среднем за год
к предыдущему году, %)


Показатель 2013 г. Прогноз
оценка
2014 2015 2016
г. г. г.

1 2 3 4 5

Электрическая энергия

Рост цен (цен оптового рынка и 110 - 111,5 107,3 105,9 106,2
регулируемых тарифов) для всех
потребителей

Рост цен (цен оптового рынка и 111 - 112 107,2 106,3 106,7
регулируемых тарифов) для
потребителей, исключая население

Регулируемые тарифы для сетевых 109,0 104,5 102,5 104,8
организаций

Индексация с июля 10% 0% 4,8% 4,9%

Регулируемые тарифы для населения 109,3 - 109,6 108,1 103,7 103,4

Индексация с июля <1> 12 - 13% 4,2% 3,3% 3,4%

Тепловая энергия

Регулируемые тарифы 110,6 107,4 103,7 103,4

Индексация с июля 10% 4,2% 3,3% 3,4%

Природный газ

Регулируемые цены для всех категорий 115,0 108,0 102,4 104,6
потребителей

Регулируемые тарифы для всех категорий 115,0 107,6 102,2 104,9
потребителей, кроме населения

Индексация с июля 15% 0% 4,8% 4,9%

Регулируемые тарифы для населения 115,0 110,2 103,8 103,3

Индексация с июля 15% 4,2% 3,3% 3,4%

Железнодорожные перевозки

Тарифы на перевозки грузов в 107,0 100,0 104,8 104,9
регулируемом секторе

Индексация с января 7% 0% 4,8% 4,9%

Пассажирские перевозки в регулируемом 120,0 104,2 103,3 103,4
секторе

Индексация с января 20% 4,2% 3,3% 3,4%


--------------------------------
<1> В пределах социальной нормы с 2014 года.

Кроме того, реализация новой тарифной политики позволит ограничить размер повышения тарифов на услуги организаций ЖКХ в 2014 году (за годовой период) до 5 - 5,5%, в 2015 году до 6 - 6,5%, что, в свою очередь, приведет к снижению потребительской инфляции и поддержит рост реальных доходов населения.
В электроэнергетике в новых условиях конечные цены на электроэнергию на розничном рынке для всех категорий потребителей в 2014 году увеличатся на 7,3% к предыдущему году, в 2015 году - на 5,9%, в 2016 году - на 6,2%.
Регулируемые тарифы на услуги по передаче электроэнергии сетевых организаций будут проиндексированы в 2015 - 2016 годах в соответствии с инфляцией за предшествующий год. Конечная величина сетевого тарифа может незначительно увеличиться в той части, в которой произойдет увеличение стоимости нормативных потерь электроэнергии, приобретаемой сетевыми компаниями на рынке электроэнергии.
Для отдельных групп потребителей сетевая составляющая цены на электроэнергию может отклоняться от средних значений. Так, в связи с частичным прекращением с 1 января 2014 года действия договоров "последней мили" величина сетевой составляющей платежей за электроэнергию для крупных энергоемких производств, присоединенных к сетям ОАО "ФСК ЕЭС", может существенно сократиться.
В целях повышения эффективности деятельности сетевых компаний в прогнозный период планируется проведение мероприятий по оптимизации операционных и инвестиционных расходов, предусмотренных Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<2> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 511-р.

Тарифы на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения в 2014 году будут проиндексированы на 4,2%. Эта мера наряду со снижением темпа роста тарифов на отпущенные для населения электроэнергию и газ приведет к существенному замедлению роста тарифов на услуги организаций ЖКХ. В 2015 - 2016 годах предполагается индексация тарифов с июля с применением коэффициента 0,7 к инфляции за предыдущий год.
Рост цен на уголь и мазут может значительно ухудшить финансовое положение теплоснабжающих организаций и потребовать дополнительных мер поддержки. Для обеспечения сбалансированности деятельности коммунальных организаций особое значение приобретают меры по оптимизации издержек и укреплению платежной дисциплины среди потребителей. Кроме того, в прогнозный период в сфере ЖКХ предполагается осуществление поэтапного перехода к долгосрочному тарифному регулированию, при этом темпы роста тарифов будут соответствовать установленным предельным индексам.
Увеличение цен на природный газ для всех категорий потребителей Алтайского края (кроме населения) предусмотрено с 1 июля 2015 года и 1 июля 2016 года на 4,8% и 4,9% соответственно. Оптовые цены на газ для населения предполагается индексировать в 2014 году на 4,2%, в 2015 - 2016 годах на 3,3% и 3,4% соответственно. При такой индексации среднегодовой прирост оптовых цен на газ составит в 2014 году для всех категорий потребителей (кроме населения) 7,6%, в 2015 году - 2,2%, в 2016 году - 4,9%; для населения - 10,2%, 3,8% и 3,3% соответственно.
В тарифах на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в 2014 году будут учтены расходы, связанные с аварийно-диспетчерским обеспечением внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410.
В среднесрочный период индексация регулируемых тарифов на железнодорожные грузовые перевозки предусмотрена только в 2015 и 2016 годах с 1 января каждого года на 4,8% и 4,9%. В 2014 году плата за пассажирские перевозки в регулируемом секторе будет проиндексирована на 4,2% с 1 января. В 2015 - 2016 годах повышение составит 3,3% и 3,4% соответственно.
Политика сдерживания тарифов в прогнозный период будет распространяться и на сферу предоставления услуг связи. Индексация тарифов на услуги местной телефонной связи ежегодно будет осуществляться с 1 марта, почтовой связи - с 1 апреля, услуг связи эфирного телевизионного вещания и радиовещания - с 1 января. Прирост тарифа на указанные услуги связи составит в 2014 году 5,3%, в 2015 году - 4,6% и в 2016 году - 5,1%. При этом на услуги междугородней телефонной связи тариф не изменится, на услугу по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи планируется снижение тарифов до 10% ежегодно.
Сохранение умеренных темпов роста цен и тарифов в среднесрочный период будет во многом обеспечивать макроэкономическую стабильность в регионе и поддерживать прогнозируемую динамику экономического роста.
Значимыми внешними факторами, влияющими на социально-экономическое развитие Алтайского края, в прогнозный период наряду с мерами тарифной политики станут меры налоговой политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу и меры социальной и бюджетной политики.
Налоговая политика в 2014 - 2016 годах будет направлена на укрепление эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.
В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала; упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом; совершенствование налогообложения торговой деятельности и добычи природных ресурсов.
В среднесрочный период предполагается сохранение до 2016 года тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года. При этом будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф, а индивидуальные предприниматели будут уплачивать взносы по дифференцированному тарифу в зависимости от величины их годового дохода.
Определенные изменения ожидаются в предоставлении имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, предоставляемого при приобретении жилья, который будет применяться к нескольким объектам приобретаемой недвижимости. Кроме того, будут прорабатываться вопросы, связанные с изменением существующих подходов к определению основных элементов налога на добычу полезных ископаемых (драгоценных металлов и многокомпонентных комплексных руд), а также с целесообразностью передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок налога на добычу полезных ископаемых, относящихся к общераспространенным.
Важным направлением налоговой политики Российской Федерации в части мер, направленных на повышение доходов бюджетной системы, является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.
Индексация ставок акцизов в прогнозный период будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом предусматривается сохранение в 2014 и 2015 годах размеров ставок акцизов, установленных действующим в 2013 году законодательством о налогах и сборах.
Бюджетная политика Правительства Российской Федерации в прогнозный период будет исходить из необходимости переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, достижение измеримых общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Развитие бюджетной системы в 2013 - 2016 годах будет характеризоваться относительно стабильным уровнем доходов, значительными изменениями в структуре расходов бюджетной системы, обусловленными финансированием расходов, направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также обеспечением сбалансированности консолидированных бюджетов, в том числе за счет оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
В 2014 - 2015 годах должен быть завершен переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования. Основным инструментом достижения целей государственной и региональной политики станут государственные программы, требования к которым будут вытекать из документов стратегического планирования, а механизмы и объемы их финансового обеспечения устанавливаться в долгосрочной бюджетной стратегии, трехлетних бюджетах и Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.
В среднесрочный период реализация социальной политики Правительства Российской Федерации будет осуществляться в соответствии с задачами, сформулированными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы будет осуществляться в соответствии с финансированием, заложенным в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р. Заработную плату прочих категорий работников бюджетной сферы в 2015 - 2016 годах предполагается ежегодно индексировать с 1 октября на уровень инфляции. Предполагается, что увеличение оплаты труда работников бюджетной сферы будет осуществляться в том числе за счет повышения эффективности их деятельности, оптимизации количества учреждений и численности их работников.
Прогноз предполагает начало реализации пенсионной реформы в 2015 году, включая изменение формулы начисления пенсий, учитывающей эффект инфляции для базовой части пенсий и эффект доходов и рабочего стажа для страховой части.
Трудовые пенсии в прогнозный период будут индексироваться в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на индекс потребительских цен с 1 февраля ежегодно. Кроме того, предусмотрено дополнительное увеличение трудовых пенсий с 1 апреля. В целом за 2013 - 2016 годы средний размер трудовой пенсии может возрасти в 1,37 раза.
Индексация социальных пенсий в 2014 - 2016 годах будет осуществляться ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего размера социальной пенсии и прожиточного минимума пенсионера на уровне не ниже 1,03.
Кроме того, дополнительно предусмотрена федеральная или региональная социальная доплата к пенсии в случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе.

Внутренние условия (факторы) для формирования
вариантов социально-экономического развития

Основными внутренними факторами экономического роста в предстоящие годы будут выступать повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной активности экономики, преодоление существующих ограничений для расширения инвестиционной деятельности и развития малого бизнеса. Ключевым внутренним фактором должно стать существенное наращивание инвестиционного потенциала, в том числе быстрое улучшение производственной и транспортной инфраструктуры, что обеспечит рост производительности труда.
В прогнозный период траектория экономического роста будет связана с нарастанием инвестиционного спроса. Ежегодный прирост инвестиций должен превышать 10 - 11%, а норма накопления основного капитала возрасти с 22,7% ВРП в 2012 году до 26% в 2016 году. Ускорению инвестиционного роста будет способствовать большой потенциал улучшения инвестиционного климата и бизнес-среды, растущий спрос на инвестиции в результате повышения уровня загрузки мощностей и высвобождения финансовых ресурсов организаций вследствие снижения издержек, связанных с тарифной составляющей.
Усиление инвестиционного спроса будет сопровождаться сохранением устойчивого роста потребительского спроса, который будет поддерживаться путем повышения заработной платы и доходов населения в течение всего прогнозного периода. Удельный вес фонда оплаты труда в объеме ВРП стабильно будет составлять примерно 36%. Прогнозируемое снижение процентных ставок по потребительским кредитам увеличит потенциал для роста кредитования населения, в том числе ипотечного. Эти тенденции будут обеспечивать высокие темпы потребительского спроса со стороны домашних хозяйств. Ежегодно оборот розничной торговли в среднем может возрастать на 7%.
Таким образом, в условиях усиления инвестиционного и потребительского спроса рост ВРП может ускориться со 104,0% в 2013 году до 105,8% в 2016 году. В целом за прогнозный период прирост ВРП составит 15,9%.
Основной вклад в прирост ВРП в 2014 - 2016 годах внесут такие виды деятельности, как строительство, торговля и операции с недвижимым имуществом, динамика развития которых будет опережать темпы роста ВРП.
Значительных структурных сдвигов в прогнозный период не ожидается. В структуре ВРП по-прежнему более половины его объема будут формировать три вида экономической деятельности: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля (51,9% в 2016 году). Прогнозируется незначительный рост удельного веса в ВРП торговли, доля обрабатывающей промышленности стабилизируется на уровне 19,1 - 19,3% ВРП и будет поддерживаться ростом спроса на продукцию инвестиционного назначения. После всплеска роста производства в 2013 году доля сельского хозяйства в последующие годы будет постепенно сокращаться и в 2016 году составит 15,0% (в 2013 году оценивается на уровне 15,8%).
В прогнозный период все более весомый вклад в ВРП края будут вносить виды деятельности, относящиеся к услугам, чему будет способствовать развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны, а также рост потребительского спроса на услуги со стороны населения. Доля чистого туризма в ВРП возрастет с 1,2% в 2013 году до 1,4% в 2016 году. Причем с учетом мультипликативного эффекта, полученного в результате задействования туристической сферой других отраслей экономики края, вклад туризма в ВРП может увеличиться в 2016 году до 8,5%.
Продолжат повышать свой вес в ВРП услуги с большой долей бюджетного финансирования, такие как образование и здравоохранение. Данный процесс будет обусловлен реформированием этих отраслей и повышением заработной платы в бюджетном секторе. По сравнению с 2013 годом их доля в ВРП края в 2016 году возрастет и составит в сумме 10,5%.

Инвестиционная политика

Существенное наращивание инвестиционного потенциала края должно стать ключевым фактором развития региона в прогнозный период. Для этого ежегодный прирост инвестиций оценивается в 2014 - 2016 годах на уровне не ниже 8,3 - 14,6%. В денежном выражении к концу 2016 года объем инвестиций в основной капитал может достигнуть 146,7 млрд рублей.
Наиболее крупными секторами распределения инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в общем объеме инвестиций будут сельское хозяйство (14,0%), обрабатывающие производства (13,9%), транспорт и связь (18,0%), операции с недвижимым имуществом (17,0%). Значительные инвестиционные вложения планируется направить в туристическую сферу региона.
В структуре источников финансирования инвестиций в прогнозном периоде продолжится тенденция увеличения доли собственных средств организаций в общем объеме инвестиционных вложений (к 2016 году она может составить 45,0%). Способствовать этому будет дальнейшая стабилизация и развитие деятельности предприятий реального сектора экономики, предполагаемое увеличение доли амортизации и прибыли, направляемой на инвестиционные цели.
В 2014 году ожидается ускорение роста инвестиций за счет кредитов банков и заемных средств других организаций, суммарный прирост которых может составить около 20% в номинальном выражении. К 2016 году доля инвестиций за счет заемных средств может возрасти до 5,6%, а кредитов банков - до 11,5% (без субъектов малого предпринимательства), что будет связано с реализацией мер по развитию кредитования и снижению процентных ставок для реального сектора экономики.
Несмотря на ожидаемое сокращение бюджетных инвестиций в среднесрочной перспективе в регионе будет продолжена работа по привлечению финансовых ресурсов федерального бюджета через государственные программы, федеральную адресную инвестиционную программу, Инвестиционный фонд Российской Федерации, институты особых экономических зон, венчурных фондов.
Средства федерального бюджета будут использованы на развитие транспортной системы, строительство объектов социальной сферы, коммунальной инфраструктуры, а также на поддержку создания в крае институтов развития, прежде всего в инновационной сфере.
Приток бюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу региона будет обеспечиваться в рамках реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Алтайского края, краевой адресной инвестиционной программы, включая Губернаторскую программу "80 x 80", направленных на развитие здравоохранения, образования, культуры, обеспечение жильем населения, модернизацию коммунальной и производственной инфраструктуры, содействие переходу экономики на инновационный путь развития. В 2013 году в крае реализуется 102 региональные целевые программы с общим объемом финансирования за счет средств бюджетов всех уровней 20,2 млрд руб., в том числе капитальных вложений - 6,1 млрд рублей.
В рамках мероприятий Губернаторской программы "80 x 80" предполагается строительство 53 новых объектов, реконструкция и капитальный ремонт особо значимых социальных объектов во всех муниципальных образованиях края (реконструкция Государственного художественного музея Алтайского края, строительство крытого катка с искусственным льдом и крытого футбольного манежа в г. Барнауле и др.).
Значительный объем инвестиций в прогнозный период предусмотрен на развитие жилищного строительства в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы. Плановый объем финансирования в 2014 - 2015 годах предусмотрен в сумме свыше 123 млрд рублей, из которых 109 млрд рублей - внебюджетные средства. Всего в прогнозный период за счет средств бюджетов всех уровней, собственных средств населения, привлечения внебюджетных источников финансирования планируемый ввод жилья может составить свыше 2 млн кв. метров.
Рост инвестиций в основной капитал будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций, прежде всего в приоритетные для региона отрасли экономики. В промышленности в качестве приоритетных инвестиционных проектов в прогнозный период обозначен ряд проектов, направленных на развитие ведущих отраслей промышленности, способных оказать влияние на социально-экономическое развитие Алтайского края в целом. В сельском хозяйстве предусмотрен ряд крупных инвестиционных проектов по строительству животноводческих комплексов (ООО "Западное", ООО "Альтаир-Агро", ООО "Фунтики", ООО "Алтаймясопром").
Наиболее значимые инвестиционные проекты, которые уже активно реализуются и реализация которых продолжится в плановом периоде, включены в качестве первоочередных в проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири". Это и реконструкция Ребрихинского мелькомбината, в результате которой будет создано современное предприятие по глубокой комплексной переработке пшеницы (ОАО "Пава"), и строительство завода по глубокой переработке зерна пшеницы до клейковины, крахмала, сорбита, глюкозы и аскорбиновой кислоты в г. Новоалтайске (ООО "Биоформатор"), а также выращивание и глубокая переработка льна-межеумка масличного и строительство фабрики по производству огне-биозащищенных термоскрепленных нетканых теплоизоляционных материалов из короткого льноволокна (ООО "Классика"), развитие предприятия по производству функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья (ООО "НПФ "Алтайский букет"), строительство Алтайской КЭС в Солтонском районе (ООО "Алтайская КЭС"), развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", автотуристского кластера "Золотые ворота" (г. Бийск) и 11 туристских кластеров на территории 14 муниципальных образований края.
Реализация первоочередных инвестиционных проектов осуществляется на принципах государственно-частного партнерства с привлечением кредитных ресурсов ОАО "Сбербанк России", ОАО "Россельхозбанк", ГК "Внешэкономбанк" и других институтов развития.
В среднесрочном периоде продолжится развитие инфраструктуры региона. В частности, в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства планируется реконструкция участков автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" (Новосибирск - Бийск - граница с Монголией). В сфере авиационного транспорта предполагается строительство международного терминала в аэропорту им. Г.С.Титова г. Барнаула и реконструкция объектов аэропортового комплекса аэропорта г. Бийска. В рамках развития газификации предполагается интенсивное строительство газораспределительных сетей в Бийской зоне и газопроводов в направлениях Барнаул - Славгород и Барнаул - Рубцовск. Значительные инвестиции будут привлекаться на инженерное обустройство туристических объектов.
Точками максимальной инвестиционной активности на территории края в среднесрочной перспективе по-прежнему будут такие крупные туристические объекты федерального уровня, как особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", игорная зона "Сибирская монета", автотуристский кластер "Золотые ворота" и туристско-рекреационный кластер "Белокуриха", два последних из которых финансируются в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)". В 2014 - 2016 годах в строительство обеспечивающей инженерной инфраструктуры данных четырех объектов предполагается инвестировать свыше 5 млрд рублей средств бюджетов всех уровней и столько же частных инвестиций. Основная масса частных инвестиций поступит в строительство туристических объектов в Алтайском, Змеиногорском, Смоленском районах края, городах Барнауле, Белокурихе и Яровое.
В 2014 - 2016 годах инвестиционная политика региона будет направлена на ускоренное и существенное повышение инвестиционной привлекательности, создание благоприятного инвестиционного климата. Данная работа будет проводиться в рамках внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и в соответствии с "дорожной картой", утвержденной Губернатором Алтайского края.
11 из 15 положений Стандарта выполнены полностью или частично: утверждена Инвестиционная стратегия региона, действует закон "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" (разработан проект закона, предусматривающий его актуализацию), создано КАУ "Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций", экспертный совет по улучшению инвестиционного климата региона, созданы условия для размещения производственных и иных объектов инвесторов, утверждена Инвестиционная декларация региона, разработан план создания необходимой для инвесторов социальной и инженерной инфраструктуры, начата работа по формированию общественных советов при органах исполнительной власти Алтайского края.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности в предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края: субсидирование части банковской процентной ставки по инвестиционным кредитам; субсидирование затрат по уплате налога на имущество, введенное в эксплуатацию в ходе реализации инвестиционных проектов; субсидирование затрат по уплате налога на реинвестированную прибыль; передача в залог имущества казны Алтайского края для обеспечения обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей перед третьими лицами при осуществлении инвестиционной деятельности; предоставление бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда Алтайского края.
Кроме того, разрабатываются новые формы и инструменты государственной поддержки инвестиционных проектов, такие как:
субсидирование инвестору-лизингополучателю части лизинговых платежей в рамках договоров финансовой аренды (лизинга);
субсидирование части затрат на приобретение высокотехнологичного оборудования.

Промышленность

На развитие промышленного производства в среднесрочной перспективе ключевое влияние будет оказывать реализация инвестиционных программ, интенсивность освоения инновационных технологий по выпуску продукции и изменение параметров индексации тарифов на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий. Основной эффект от ограничения роста тарифов в виде экономии затрат на производство готовой продукции получат наиболее энергоемкие сектора экономики (добывающая промышленность, металлургический комплекс, химическое производство), а также сектора с высокой долей транспортной составляющей в цене конечной продукции (промышленность строительных материалов, лесопромышленный комплекс).
Ежегодные темпы роста объемов промышленного производства могут составить в 2014 - 2016 годах соответственно 104,4%, 105,0% и 105,2%, а объем отгруженной продукции (работ, услуг) к концу 2016 года может достичь порядка 349,7 млрд рублей.
В 2014 - 2016 годах сохранится тенденция опережающего роста в добывающем секторе. В целом за период индекс производства может возрасти в 1,5 раза за счет освоения месторождений полиметаллических руд и золота, ввода в эксплуатацию Корбалихинского рудника, разработки Мунайского месторождения бурого угля в Солтонском районе, а также увеличения добычи нерудных строительных материалов. Объем отгруженных товаров добывающего сектора в 2016 году может составить 15,5 млрд рублей.
В обрабатывающем секторе среднегодовые темпы роста объемов промышленного производства в прогнозном периоде будут составлять примерно 105,0%. В целом за 3 года индекс производства прогнозируется на уровне 115,9%, а объем отгруженной продукции (работ, услуг) к концу 2016 года может достигнуть 287,3 млрд рублей.
Наиболее динамичное развитие среди обрабатывающих производств в прогнозный период получат виды экономической деятельности, базирующиеся на существующих в регионе сырьевых, природных и научных ресурсах: производство пищевых продуктов, металлургическое, химическое производство, в том числе фармацевтическое, производство строительных материалов, деревообработка.
Ведущей отраслью обрабатывающего сектора промышленности в прогнозный период останется производство пищевых продуктов. Объемы производства пищевой и перерабатывающей промышленности за период 2014 - 2016 годов могут увеличиться почти на 18%. Отраслевыми предприятиями будет продолжена работа по реконструкции и модернизации действующих и строительству современных производств, внедрению инновационных технологий по глубокой переработке сырья, выпуску новых видов продукции функционального назначения.
С целью развития мясоперерабатывающей отрасли планируется строительство, реконструкция и модернизация комбинатов и убойных пунктов в 5 районах края, строительство мясохладобоен, в том числе с организацией производства блочного мяса на территории 3 районов, строительство и ввод в эксплуатацию мясомолочного комплекса. В рамках модернизации мясоперерабатывающего завода ООО "Альтаир - Агро" в 2014 году будет завершена реконструкция действующего производства. В 2016 году планируется начало строительства ООО "Барнаульский мясоперерабатывающий завод" современного мясокомбината, ООО "Мясоперерабатывающая компания "Алтай" - цеха по производству мясных полуфабрикатов.
В период до 2016 года с целью увеличения производства цельномолочной продукции, сыров, сухого молока, масла животного перерабатывающими предприятиями запланирована реализация инвестиционных проектов. Реконструкция и модернизация действующего производства будет проведена на ЗАО "Барнаульский молочный комбинат", ООО "Рикон", ООО "Троицкий маслосыродел". ООО "Модест" планирует внедрение новых технологических линий, "Рубцовский молочный завод", филиал ОАО "Вимм-Билль-Данн" - расширение производства сыра и сухой молочной сыворотки.
В мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности края планируется ввести 2 линейных элеватора, предназначенных для длительного хранения зерна (более одного года), создать 2 комплекса глубокой переработки пшеницы, организовать современные комбикормовые производства в районах, реализующих проекты по строительству животноводческих комплексов: Тогульском, Ребрихинском, Бийском, Косихинском, Тальменском, Павловском, Ключевском, Хабарском, Табунском.
В прогнозируемый период по виду деятельности "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" прирост может составить около 16%, что будет обусловлено устойчивым уровнем инвестиционной активности таких предприятий, как ООО УК "Алтайский завод прецизионных изделий", ЗАО "Завод алюминиевого литья", ЗАО "ТОНАР плюс", их технологическим обновлением.
В химическом производстве планируется не только восстановление объема выпуска продукции, но и его рост. Существенный вклад в указанный положительный процесс внесут запуск производства нового предприятия ОАО "Алтайский Химпром" на промплощадке ОАО "Алтайхимпром", а также реализация инвестиционного проекта "Модернизация технологического оборудования для производства сульфата натрия" (ОАО "Кучуксульфат"). Предполагается также рост внутрироссийского спроса на минеральные удобрения, на фармацевтическую продукцию отечественного производства, что будет способствовать развитию химической промышленности края.
В 2014 - 2016 годах рост производства в стройиндустрии будет определяться высоким перспективным спросом в сфере жилищного строительства, подкрепленным ипотечным кредитованием и реализацией региональных программ льготного обеспечения жильем отдельных категорий граждан, развитием транспортной и социальной инфраструктуры, планами по реализации новых инвестиционных проектов. Кроме того, на производство строительных материалов благоприятное влияние окажут освоение новых технологий и внедрение новых видов современных материалов с повышенными техническими и эксплуатационными характеристиками. В результате высоких темпов роста инвестиционных вложений в целом в экономику региона в прогнозный период увеличится спрос на продукцию стройиндустрии действующих производств, мощности которых полностью не загружены.
В результате к концу прогнозного периода в объеме промышленного производства произойдут структурные сдвиги в сторону увеличения доли пищевой, химической промышленности и стройиндустрии.
Умеренными темпами в среднесрочной перспективе прогнозируется развитие сектора промышленности, включающего производство и распределение электроэнергии, газа и воды, - 100,5 - 101,8% в год. В прогнозном периоде продолжится работа по внедрению энергосберегающих технологий, развитию малой энергетики и переводу объектов на природный газ. Дальнейший рост объемов выработки электрической и тепловой энергии в среднесрочный период обусловлен ростом потребления реального сектора экономики и динамичным развитием туристической сферы региона.
Государственная поддержка организациям промышленного комплекса будет оказываться в рамках мероприятий целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае". Кроме того, в прогнозный период получит реализацию новая целевая программа "Развитие индустрии детских товаров и услуг в Алтайском крае на 2013 - 2020 годы", которая позволит активизировать сегмент производства детских товаров и продуктов на предприятиях легкой и пищевой промышленности, а в перспективе стать региону "локомотивом" развития сферы услуг для детей.

Сельское хозяйство

Прогноз объемов производства сельскохозяйственной продукции учитывает тенденции развития отрасли за последние годы, направления государственной поддержки, предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, а также соответствующими региональными целевыми программами. Дополнительный импульс развитию аграрного сектора придадут благоприятная внешняя конъюнктура, устойчивый спрос на продовольствие, ввод новых производственных мощностей.
В среднесрочной перспективе предусматривается увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции за счет поддержки элитного семеноводства, активного внедрения интенсивных технологий в области орошаемого земледелия, дальнейшего развития малых форм хозяйствования на селе, реализации крупных инвестиционных проектов, расширения масштабов глубокой переработки сырья.
В растениеводстве при оптимальных условиях возделывания сельскохозяйственных культур к 2016 году планируется увеличить объем производства зерновых и зернобобовых до 4600 тыс. тонн (в весе после доработки). Высокая степень доходности технических культур будет стимулировать сельхозтоваропроизводителей к увеличению посевных площадей под данными культурами, в результате чего объемы производства подсолнечника за 3 года могут увеличиться к уровню 2013 года на 10%, сахарной свеклы - на 44%. В целом прирост растениеводческой продукции за три года может составить 6,6%.
В животноводстве сокращение поголовья коров в 2013 году и, как следствие, падение производства молока оказывают негативное влияние на прогнозные показатели отрасли в 2014 - 2016 годах из-за длительного периода достижения коровами продуктивного возраста. Вместе с тем с учетом реализации крупных инвестиционных проектов в животноводстве, направленных на реконструкцию и модернизацию производства, техническое перевооружение кормопроизводства, развитие племенного животноводства, в прогнозном периоде предполагается ускорение темпов роста производства животноводческой продукции. Производство молока в крае в 2016 году составит 1451 тыс. тонн (на 6,4% выше уровня 2013 года); скота и птицы - 363,9 тыс. тонн (на 10,3%). В целом за три года прирост животноводческой продукции в сопоставимых ценах прогнозируется на уровне 8,1%.
Общий прирост объемов сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств за 2014 - 2016 годы может составить 7,3% относительно 2013 года. Более высокие темпы роста в отрасли могут быть достигнуты при условии ускоренного инновационного обновления аграрного сектора экономики, необходимого для выхода отрасли на высокотехнологичный уровень развития в целях обеспечения конкурентоспособности в условиях вступления России в ВТО.
В среднесрочной перспективе в рамках долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" предполагается увеличение объемов финансовых вложений, направленных не только на развитие аграрного производства, но и на инженерную и социальную инфраструктуру села. Особое внимание будет уделено комплексному территориальному развитию, формированию нового уклада жизни сельских территорий.

Туризм

Развитие туризма в Алтайском крае в прогнозный период будет осуществляться посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры за счет реализации проектов федерального масштаба (особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета", туристских кластеров "Белокуриха" и "Золотые ворота"), формирования системы региональных туристских кластеров, модернизации объектов санаторно-курортного комплекса, которые станут точками роста, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса.
На начало 2013 года в ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" зарегистрировано 17 компаний-резидентов с общим объемом заявленных инвестиций около 10 млрд рублей. На территории зоны будет построен круглогодичный туристический комплекс, рассчитанный на 3500 мест различных категорий размещения от эконом- до премиум-класса, 15 гостиничных комплексов, аквапарк, центр экстремальных водных видов спорта, горнолыжный комплекс (12 трасс), спортивно-оздоровительные и торгово-развлекательные комплексы, конно-спортивный комплекс, молодежный лагерь, скалодром и другие объекты. Общая стоимость проекта оценивается в 30 млрд рублей.
В ближайшие годы планируется завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов внутренней инфраструктуры ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь", а также фуд-центра с административными и выставочными помещениями, культурно-развлекательного центра, гостиничных комплексов на 80 и 140 мест размещения.
В прогнозный период получит продолжение реализация проекта создания игорной зоны "Сибирская монета". В период до 2016 года планируется строительство следующих объектов игорной зоны: внешняя инфраструктура, автомобильная дорога "Нижнекаянча-Сибирская монета"; два гостиничных комплекса с казино на 100 мест каждый, а также две гостиницы бизнес-класса.
С применением кластерного подхода в туристической сфере реализуются проекты "Золотые ворота" (г. Бийск) и "Белокуриха" (г. Белокуриха, Смоленский район).
Формирование кластера "Белокуриха" предполагает создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры на территории Смоленского района и г. Белокурихи, а также реализацию 9 крупных инвестиционных проектов строительства объектов туристской инфраструктуры. Всего в рамках кластера будет создано 12 гостиниц на 1294 места, 5 санаторных комплексов на 1300 мест, 170 мини-отелей на 1100 мест. Общий объем инвестиций в формирование кластера на территории площадью около 7,7 тыс. га составит 7,2 млрд рублей.
Создаваемый автотуристский кластер "Золотые ворота" в ближайшем будущем станет одной из перспективных точек обслуживания автотуристов. Кластер объединит предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия обслуживания автотуристов. Предполагаемая стоимость строительства кластера составляет около 1,3 млрд рублей.
В рамках реализации соглашений, заключенных между администрацией г. Бийска и организациями-инвесторами, в ближайшие годы будет осуществляться строительство многофункционального делового центра, зоны автосервиса и регионального гипермаркета, а также строительство гостиницы класса "стандарт" и гостиницы повышенной комфортности.
Предполагается, что за счет рекламы создаваемого кластера и кампании по продвижению туристского продукта количество туристов, пользующихся услугами придорожной гостиницы и кемпинга, возрастет с 20 тыс. человек в первый год активной эксплуатации туристских объектов до более чем 30 тыс. человек в 2016 году.
Создаваемый кластер позволит развить туристическую инфраструктуру, придорожный сервис, построить современный туристско-информационный центр, который будет способствовать перераспределению туристических потоков по территории Алтайского края и повышению уровня сервиса и комфортности пребывания туристов в регионе.
В соответствии с долгосрочной целевой программой "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2011 - 2016 годы, начиная с 2013 года, в Алтайском крае ведутся работы по созданию еще девяти туристско-рекреационных кластеров: "Алтайский" (Алтайский район); "Горная Колывань" (Змеиногорский, Краснощековский, Курьинский районы); "Завьялово - Гуселетово" (Завьяловский, Романовский районы); "Егорьевка" (Егорьевский район); "Сибирь изначальная" (Смоленский район); "Солонешенский" (Солонешенский район); "Чарышский" (Чарышский район); автотуристский кластер "Красногорье" (Красногорский район); "Яровое" (г. Яровое). Предполагается, что каждый кластер будет выполнять свои особые функции в региональной туристско-рекреационной системе, отличаться своими видами туризма и рекреации.
За счет средств краевой адресной инвестиционной программы на 2014 год планируется разработать схемы туристского освоения региональных туристско-рекреационных кластеров, которые будут содержать информацию о комплексном градостроительном развитии сферы туризма в муниципальных образованиях на долгосрочную перспективу. На основании схем будут подготовлены паспорта инвестиционных площадок и проектов, что в значительной степени повысит их рыночную привлекательность.
В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства в Алтайском крае будут создаваться необходимые условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. За счет интенсивного развития сферы туризма в прогнозный период туристический поток к 2016 году может возрасти на 25% к уровню 2013 года и составить 1,6 млн человек.

Потребительский рынок

В среднесрочной перспективе динамика и изменение структуры оборота розничной торговли будут характеризоваться неоднозначными тенденциями. Основными факторами позитивных перемен в розничной торговле станут снижение инфляционного давления, рост доходов населения, некоторое снижение склонности населения к сбережению, сохранение кредитования банками покупки населением товаров длительного пользования, увеличение выпуска отечественными предприятиями конкурентоспособной продукции, потребительские свойства которой отвечает потребностям населения.
Одновременно продолжится развитие эффективной товаропроводящей инфраструктуры, сохранится поддержка развития малого и среднего бизнеса, что будет способствовать росту потребительского спроса со стороны домашних хозяйств. В результате розничный товарооборот в прогнозный период будет демонстрировать позитивную динамику и увеличится в 2014 - 2016 годах на 22,5%.
Дальнейшее развитие сети организаций торговли и увеличение торговых площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции. Торговые сети и современные форматы торговли будучи более производительными позволят повысить общую эффективность отрасли.
Оборот общественного питания к концу прогнозного периода может составить 9,7 млрд рублей и увеличиться за три года на 14,8%. Развитие сферы общественного питания прогнозируется за счет увеличения количества объектов в данном секторе, повышения инвестиционной активности бизнеса в сфере обслуживания туристов на пути их следования к местам отдыха (в объектах дорожной инфраструктуры), а также непосредственно в местах активного развития туризма.
В среднесрочной перспективе на динамику объема платных услуг населению, так же как и на торговлю, наибольшее влияние будет оказывать рост денежных доходов населения и ослабление инфляционного давления. В дальнейшем это будет поддерживать стабильную позитивную динамику рынка платных услуг.
Объемы оказываемых населению края услуг могут возрасти в сопоставимых ценах на 13,6% и составить 90,8 млрд рублей. В ближайшие три года планируется увеличение доли услуг социального комплекса (здравоохранение, образование, культура и др.), приоритетное развитие получат рекреационные услуги (санаторно-курортное лечение, туризм и экскурсии, организация мест отдыха и т.д.).
Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг, в 2014 - 2016 годах не произойдет значительного изменения их структуры (в фактических ценах). По-прежнему более 50% от общего объема расходов населения на услуги будет приходиться на услуги, наименее зависящие от изменения доходов населения (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг).
Предполагается, что рынок бытовых услуг в прогнозный период выйдет на качественно новый уровень развития. Одними из наиболее перспективных форм ведения бизнеса, связанного с организацией бытового обслуживания населения, являются сопутствующая и сетевая формы. Сетевая модель бизнеса позволит игрокам не только выдержать конкуренцию, но и создавать новые сегменты рынка бытовых услуг. К 2016 году рынок бытовых услуг может увеличиться по сравнению с 2013 годом примерно на 10%.

Демографические тенденции и рынок труда

В среднесрочной перспективе демографическая ситуация в Алтайском крае будет определяться мерами, реализуемыми в рамках исполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также мерами, принимаемыми в сфере здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".
Рост рождаемости в прогнозный период будет связан с последовательной реализацией следующих мер: предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего (или последующего) ребенка; создание условий для повышения доступности жилья семьям с детьми в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище", а также обеспечение жильем молодых специалистов в сельской местности; реализация программ профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. В результате в прогнозный период удастся поддерживать общий коэффициент рождаемости по отношению к численности постоянного населения на уровне не ниже 13,3 на 1000 населения.
На снижение смертности населения направлены мероприятия по совершенствованию организации медицинской помощи и повышению ее доступности, профилактике социально значимых болезней, предотвращению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний. Общий коэффициент смертности сократится с 14,6 промилле в 2012 году до 13,2 промилле в 2016 году. Ожидаемая продолжительность жизни увеличится с 70 лет в 2012 году до 72 лет в 2016 году.
Большое значение для стабилизации демографической ситуации в крае будет иметь преодоление миграционной убыли (с -25,9 чел. на 10000 населения в 2012 году, до +1,0 чел. в 2016 году). Вследствие этого к 2016 году численность постоянного населения стабилизируется на уровне 2396 тысяч человек.
Демографические процессы в прогнозный период будут оказывать влияние на ситуацию, складывающуюся на рынке труда. Продолжится старение населения, что является общероссийской проблемой и ведет к снижению показателя трудового потенциала Алтайского края. В прогнозном периоде численность трудовых ресурсов будет сокращаться в среднем на 1,5 - 2 тыс. человек в год и к 2016 году предположительно составит 1479,5 тысячи человек. При этом в связи с прогнозируемыми положительными тенденциями в экономике, наличием резерва незанятого населения, возможной трудовой иммиграцией из других регионов России и соотечественников из-за рубежа численность занятых в экономике края может оставаться стабильной.
Реализация мероприятий региональных целевых программ "Содействие занятости населения Алтайского края" и "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края" в прогнозный период будет способствовать созданию условий для формирования в регионе гибкого, эффективно функционирующего рынка труда. К концу 2016 года планируется снижение уровня зарегистрированной безработицы по отношению к численности экономически активного населения до 2,1%.

Уровень жизни населения

В 2014 - 2016 годах с учетом прогнозируемого улучшения финансово-экономической ситуации в основных секторах экономики Алтайского края, снижения параметров инфляции, индексации оплаты труда бюджетников, пенсионных и социальных выплат предполагается последовательное увеличение показателей уровня жизни населения.
Стабилизация ситуации в экономике края, а также осуществление мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы федерального и регионального уровней, в том числе в соответствии с реализацией планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию оплаты труда в сфере культуры, здравоохранения, социального обслуживания населения и образования создадут условия для устойчивого повышения оплаты труда. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2016 году достигнет 24,9 тыс. рублей, увеличившись по отношению к 2013 году на 37,8%. Реальная заработная плата за три года возрастет на 18,7%.
Исходя из динамики среднесписочной численности работающих и среднемесячной заработной платы величина фонда заработной платы в целом за прогнозный период увеличится на 37,2%.
Рост денежных доходов населения в прогнозный период будет определяться ростом оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности по мере роста прибыли предприятий. В целом в 2014 - 2016 годах денежные доходы в номинальном выражении могут увеличиться в 1,4 раза, реальные располагаемые доходы - в 1,2 раза.
В структуре доходов граждан доля заработной платы в течение прогнозного периода будет оставаться преобладающей, составляя примерно 38,0 - 38,5% общего объема доходов. Доля доходов от предпринимательской деятельности в доходах населения возрастет с 12,0% в 2013 году до 15,4% в 2016 году.
Прожиточный минимум в среднем на душу населения в крае в среднесрочной перспективе будет повышаться в зависимости от изменения потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги, стоимости потребительской корзины. С восстановлением реальных денежных доходов населения, реализацией мер по созданию новых высокопроизводительных рабочих мест доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться - с 20,7% в 2012 году до 16% в 2016 году.





Приложение
к Сценарным условиям
социально-экономического развития
Алтайского края на 2014 год
и на период до 2016 года

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
НА 2014 - 2016 ГОДЫ


Наименование Единица 2012 год 2013 год 2014 2015 2016
показателя измерения (факт) (оценка) год год год

прогноз

1 2 3 4 5 6 7

Численность населения тыс. чел. 2403,0 2397,8 2396,4 2395,9 2396,1
(среднегодовая)

Инфляция: % 107,2 105,8 105,0 105,0 105,0
на конец года

в среднем за год % 104,8 106,9 105,3 105,0 105,0

Валовой региональный млрд руб. 369,42 407,6 449,3 498,2 556,1
продукт

темп роста в % 101,5 104,0 104,3 105,0 105,8
сопоставимых ценах

Объем отгруженной млрд руб. 240,6 256,2 283,0 314,6 349,7
промышленной
продукции

индекс промышленного % 104,1 100,4 104,4 105,0 105,2
производства

Продукция сельского млрд руб. 94,3 114,1 124,0 133,7 143,6
хозяйства во всех
категориях хозяйств

индекс производства % 88,4 119,7 101,4 102,7 103,0

Инвестиции в основной млрд руб. 83,8 90,8 103,5 124,6 146,7
капитал за счет всех
источников
финансирования

индекс физического % 112,1 100,3 108,3 114,6 112,0
объема

Оборот розничной млрд руб. 254,1 282,8 315,9 354,0 396,9
торговли

темп роста в % 110,8 104,2 106,5 107,0 107,5
сопоставимых ценах

Оборот общественного млрд руб. 6,6 7,2 7,9 8,8 9,7
питания

темп роста в % 106,4 102,0 104,0 105,4 104,7
сопоставимых ценах

Объем платных услуг млрд руб. 60,4 67,1 74,4 82,0 90,8

темп роста в % 102,0 103,2 103,9 104,3 104,8
сопоставимых ценах

Внешнеторговый млн 889,7 890,0 909,6 932,8 949,0
оборот, всего долларов
США

в том числе: млн 465,7 590,0 594,6 600,5 609,0
экспорт долларов
США

импорт млн 424,0 300,0 315,0 332,3 340,0
долларов
США

Прибыль по всем видам млрд руб. 55,4 51,4 55,8 61,6 69,4
деятельности

Денежные доходы млрд руб. 393,2 441,9 489,7 543,5 608,8
населения

Реальные % 102,0 105,0 105,7 106,2 107,0
располагаемые
денежные доходы

Прожиточный минимум руб. 6112,0 6621,0 6965,0 7320,0 7686,0

Доля населения с % 20,7 19,8 18,5 17,2 16,0
денежными доходами
ниже прожиточного
минимума в общем
числе всего населения

Фонд заработной млрд руб. 131,3 147,9 164,5 182,5 203,0
платы, всего

Номинальная руб. 16010 18060 20100 22320 24880
начисленная
среднемесячная
заработная плата

Реальная заработная % 110,5 105,5 105,7 105,7 106,2
плата

Уровень % 2,5 2,3 2,2 2,2 2,1
зарегистрированной
безработицы к
экономически
активному населению
(на конец периода)



------------------------------------------------------------------